Вы здесь

Информации о совершение нотариальных действий главами сельских поселений муниципальных районов Пензенской области

 Информации о совершение нотариальных действий главами сельских поселений муниципальных районов Пензенской  области (в соответствии  со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I)  

Согласно пункту 3 части 1 статьи  14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. 

В соответствии с частью  3 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I,  в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения сведения о которых направляются  в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

 

Управлением Минюста России по Пензенской области (далее – Управление) активно проводится работа по оказанию методической и практической помощи по совершению отдельных нотариальных действий главами сельских поселений муниципальных районов Пензенской  области.

 

Приказом Минюста России от 30.12.2015 № 324 на территориальные органы Минюста России возложена обязанность по организации учета сведений о должностных лицах местного самоуправления поселений, уполномоченных на совершение нотариальных действий. 

 

По имеющейся в Управлении информации на территории Пензенской области фактически совершают нотариальные действия главы 182 сельских поселений, в 17 районах Пензенской области нотариальные действия совершаются  главами местной администрации (Белинском, Бессоновском, Вадинском, Земетчинском, Иссинском, Колышлейском, Кузнецком, Лопатинском, Лунинском, Мокшанском, Наровчатском, Неверкинском, Нижнеломовском, Никольском, Пачелмском, Пензенском, Тамалинском),          в 8 районах Пензенской области нотариальные действия не совершаются это  87 сельских поселений в Бековском, Каменском, Камешкирском, Малосердобинском,  Сердобском, Спасском, Сосновоборском, Шемышейском районах.

 

В Башмаковском районе  из 13 с/с –  в 10 совершаются нотариальные действия;

 

В Городищенском районе из 14 с/с – в 13. 

В целях совершения нотариальных действий в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации главы местных администраций поселений и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселений и муниципальных районов (далее – главы сельских поселений) должны руководствоваться:

 

- Конституцией Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12.12.1993); 

-Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»;

 

- Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2008 № 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов»;

 

- Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ);

 

- Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ);

 

- Основами законодательства Российской Федерации о нотариате  от 11.02.1993 № 4462-I (далее - Основы);

 

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

 

- Приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов»;

 

- Приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (далее – Правила № 78);

 

- Приказом Минюста России от 17.06.2014 № 128 «Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата»;

 

- Приказом Минюста России от 17.06.2014 г. № 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата»;

 

- Приказом Минюста России от 29.06.2015 № 156 «Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность» (далее - Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 156);

 

- Приказом Минюста России  от 29.06.2015 № 159 «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129»

 

- Приказом Минюста России от 27.12.2016  № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» (далее – приказ Минюста России от 27.12.2016 № 313).

 

1. В соответствии с Основами, а также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами сельских поселений, утвержденной приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256, глава сельского поселения, в случае отсутствия в поселении нотариуса, имеет право совершать нотариальные действия по должности.

 

Также решением главы местной администрации поселения, в котором отсутствует нотариус, совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или несколько должностных лиц местного самоуправления сельского поселения.

 

Понятие «должностного лица местного самоуправления», которое уполномочено совершать юридически значимые действия, предусмотрено федеральным законодательством и включает определенные квалификационные требования. 

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

 

Таким образом, специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения, к компетенции которого могут быть отнесены функции по совершению  нотариальных действий, должно быть лицо по должности не ниже заместителя главы администрации поселения.  

 

2.  Всего в соответствии со статьей  35 Основ предусмотрено 29 видов нотариальных действий.

 

Из них на сегодняшний день в соответствии со статьей 37 Основ главы сельских поселений могут совершать 13 видов нотариальных действий (также  осуществлять  выдачу дубликатов документов),  а именно:   

 

1) удостоверять завещания;

 

2) удостоверять доверенности;

 

3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

 

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

 

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах;

 

6) удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 

7) удостоверять факт нахождения гражданина в живых;

 

7.1) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

 

8) удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;

 

9) удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

 

10) удостоверять время предъявления документов;

 

11) удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

 

12) удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

 

Данный перечень является исчерпывающим.

 

Нотариальные действия, предусмотренные пунктами 7-12 перечня, внесены Федеральными законами от 23.06.2014  № 165-ФЗ и от 21.07.2014 №267-ФЗ. Однако в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов соответствующие изменения до настоящего времени не внесены. 

 

Обращаем внимание, что с 1 января 2016 года органы местного самоуправления имеют право совершать нотариальные действия только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данном населенном пункте  (Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

 

По поводу регистрации граждан по месту пребывания, необходимо пояснить  следующее.

 

В случае проживания гражданина Российской Федерации  в месте, не являющемся местом его постоянного жительства, более 90 дней он обязан зарегистрироваться по месту пребывания, обратившись в органы регистрационного учета (органы УВД), а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.

 

Такая регистрация называется временной регистрацией либо регистрацией гражданина по месту пребывания.

 

Свидетельство о регистрации по месту пребывания выдается:

 

 - при регистрации гражданина по месту пребывания в течение трех  рабочих дней со дня поступления документов в орган регистрационного учета;

 

- в случае направления заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа - не позднее восьми  рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации (приказ от 11.09.2012 № 288 ФМС России «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной Миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»).

 

При совершении нотариального действия главы сельских поселений должны  проверять срок действия свидетельства по месту пребывания. 

 

Учитывая, что нотариальные документы, совершаются от имени государства – Российской Федерации, обладают доказательственной силой на территории других государств,  влекут за собой определенные правовые последствия, в декабре 2008 года Президентом Российской Федерации подписан Указ от 29.12.2008 № 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений».

 

Поэтому при совершении нотариальных действий главы сельских поселений проставляют на документах оттиск печати с изображением Государственного герба Российской Федерации (далее – Гербовая печать), а также собственноручную подпись.  

 

Оттиски печатей с изображением Государственного герба Российской Федерации должны соответствовать статье 1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

 

На печатях органов местного самоуправления поселений воспроизведение Государственного герба Российской Федерации должно быть без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

 

Кроме того должны соблюдаться  технические требования,  предъявляемые к печатям с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (установлен Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования»;  принят и введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации  от 25.12.2001 № 573-ст).

 

Все нотариальные действия, совершаемые главами сельских поселений,  в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в реестре для регистрации нотариальных действий.

 

В настоящее время (с 10.01.2017) Минюстом России утверждена новая форма реестров для регистрации нотариальных действий и новый порядок их заполнения.

 

Так, на основании приказа Минюста России от 27.12.2016 № 313  «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах  и порядка их оформления» применяется форма реестра № 1.1.

 

В реестре появилась графа, предусматривающая указание платы за указание услуг правового и технического характера. Кроме того, наименование некоторых граф дополнено либо изменено.

 

Оформление реестров регистрации нотариальных действий должно осуществляться на основании главы II вышеуказанного приказа Минюста России.

 

В соответствии с письмом Федеральной нотариальной палаты от 09.01.2017 № 5/03-16-3 с 10.01.2017 года возможно использование старых реестров с внесением соответствующих исправлений на листе реестра при регистрации нотариальных действий и с составлением соответствующего акта

До изготовления типографским способом реестров, форма которых утверждена приказом Минюста России от 27.12.2016 № 313, записи в реестр производятся под соответствующими графами. При этом при производстве записей в реестре под соответствующими графами разлиновка листов реестра не обязательна.

 

Переход на новую форму реестра должен быть завершен к 01.01.2018. 

 

При совершении нотариальных действий главы сельских поселений обязаны оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

 

Главы сельских поселений совершают нотариальные действия в соответствии с Инструкцией  о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 256.

 

Стоит отметить, что последние изменения в вышеуказанную Инструкцию вносились в 2009 году.

 

Поэтому в настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации активно ведется разработка новой Инструкции о порядке совершения нотариальных действий.

 

Удостоверительные надписи совершаются, а свидетельства выдаются в соответствии со статьями 46, 51 Основ по формам, установленным Министерством юстиции Российской Федерации.

 

Удостоверительные надписи и свидетельства заверяются подписью главы сельского поселения и скрепляются оттиском Гербовой печати. Свидетельства составляются в двух экземплярах, один из которых остается в делах.

 

Текст удостоверительной надписи и свидетельства может быть напечатан или ясно написан от руки, подчистки не допускаются, приписки и иные исправления оговариваются и подтверждаются его подписью с приложением Гербовой печати. Для совершения удостоверительной надписи могут применяться штампы с текстом соответствующей надписи.

 

Удостоверительная надпись на документе располагается сразу после подписи лица (или лиц) на этой же странице. Если удостоверительная надпись не умещается на этой странице, она может быть продолжена или изложена полностью на обороте документа, либо на прикрепленном к документу листе бумаги с соблюдением Правил нотариального делопроизводства.

 

Прикрепление листов бумаги для удостоверительной надписи о свидетельствовании верности копии документа не допускается.

 

Формы удостоверительных надписей установлены новым приказом Минюста России от 27.12.2016 № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка  их оформления».

 

Обращаем внимание, что приказ Минюста России от 10.04.2002 № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, о котором указано в Инструкции  от 27.12.2007 № 256, утратил силу.

 

Поэтому при совершении удостоверительных надписей и оформлении нотариальных свидетельств главы сельских поселений  должны использовать приказ Минюста России от 27.12.2016 № 313.

 

Так, при совершении нотариальных действий главы сельских поселений используют следующие формы удостоверительных надписей: 

 

— при удостоверении завещаний – форма № 2.5;

 

— при удостоверении доверенностей – форма № 2.2;

 

— при свидетельствовании верности копий документов и выписок из них – формы № 2.7, № 2.8;

 

— при свидетельствовании подлинности подписи на документах – форма № 2.9;

 

— при удостоверении сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - форма № 2.9;

 

— при удостоверении факта нахождения гражданина в живых – форма № 3.6;

 

— при  удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи – форма № 3.16;

 

— при удостоверении факта нахождения гражданина в определенном месте - форма № 3.6;

 

— при удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным  на фотографии - форма № 3.6;

 

— при удостоверении времени предъявления документов – форма № 2.12;

 

— при удостоверении равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе – форма № 2.16;

 

— при удостоверении равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу - форма № 2.17.

 

Нотариальные действия совершаются при предъявлении всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины.

 

Оплата нотариальных действий, совершаемых главами сельских поселений, производится в порядке, установленном статьей 22 Основ:

 

- за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного самоуправления взимает государственную пошлину по ставкам, установленным статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьей 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации;

 

- за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного самоуправления взимает нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ о нотариате. 

 

         Практика показывает, что наиболее часто совершаемыми нотариальными действиями на территории сельских поселений, являются удостоверение доверенностей и завещаний.

 

Данное обстоятельство можно объяснить тем, что эти виды документов наиболее востребованы в повседневной жизни граждан.

 

С 1 января 2015 года в случае удостоверения или отмены завещания или доверенности, главы сельских поселений в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия должны  направлять данные сведения  в Ассоциацию «Нотариальная палата Пензенской области » (далее – НППО), в порядке, установленном федеральным органом юстиции, для внесения таких сведений в  реестр нотариальных действий ЕИС нотариата. 

 

Порядок направления органами местного самоуправления информации о совершении названных нотариальных действий в соответствии с требованиями Основ утвержден Приказом Минюста России от 29.06.2015 года № 156. 

 

Вышеуказанные сведения главы сельских поселений представляют в нотариальную палату в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129.

 

Полномочия представителя должностного лица местного самоуправления должны быть подтверждены копией приказа или доверенности о наделении такого лица соответствующими полномочиями.

 

Сведения могут быть направлены в НППО: 

 

- при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных; 

 

- с использованием портала, размещенного на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru) данные сведения направляются с 01.01.2016. 

 

При этом отсутствие у органа местного самоуправления технической возможности  (отсутствие оборудования, квалифицированной подписи и т.п.) не отменяет обязанности  направлять указанные сведения.  

 

Соблюдение этого порядка обязательно, поскольку в ином случае нарушаются права граждан и организаций, от имени или в пользу которых были совершены нотариальные действия. 

 

Сведения об удостоверении или отмене завещания, доверенности в нотариальную палату для внесения их в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата все сельские советы Пензенской области предоставляют через портал ЕИС.

 

НППО оказывает методическую помощь главам сельских поселений, а именно:

 

- организованы систематические консультации по телефону;

 

- разработаны собственные методические материалы (разъяснения, пошаговые инструкции) по использованию специальных программных средств для формирования и отправки сведений о совершенных нотариальных действиях в нотариальную палату;

 

- осуществлена рассылка методических материалов по электронной почте.

 

Обращаем внимание, что при совершении нотариальных действий главы сельских поселений также обязаны соблюдать правила нотариального делопроизводства, установленные приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78.

 

Законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо квалификационные требования (стажа; наличие профессионального образования и т.д.) к главам сельских поселений, совершающим нотариальные действия.

 

В большинстве случаев нотариальные действия совершают лица, имеющие не профильное юридическое образование, что является одной из причин оказания не вполне квалифицированной нотариальной помощи населению.

 

Отсутствие соответствующей подготовки в отдельных случаях приводит к несоблюдению действующего законодательства и возникновению ошибок.

 

Наиболее распространенными среди них являются:

 

- применение удостоверительных надписей, не соответствующих формам, утвержденным приказами Минюста России;

 

- совершаются нотариальные действия, не входящие в компетенцию органов местного самоуправления  (например, удостоверение согласий на совершение сделок, обязательств, соглашений об уплате алиментов);

 

- отсутствие отдельных помещений для совершения нотариальных действий. Нотариальные действия совершаются в присутствии других должностных лиц сельских поселений, что может привести к нарушению  статья  5 Основ о тайне совершения нотариальных действий. 

 

Следствием вышеуказанных нарушений могут являться нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц и, как правило, судебные споры.  

 

Имущественная ответственность органов местного самоуправления в соответствии со статьей 1069 ГК РФ ограничена средствами бюджета поселения. Свободных средств в бюджете, как правило, не находится, и может возникнуть ситуация, при которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу совершенным нотариальным действием или отказом в его совершении, не будет возмещен.

 

В связи с вышесказанным, считаем целесообразным, для впервые избранных глав поселений, а также назначенных специалистов обязательное изучение нормативной базы, касающейся совершения и удостоверения нотариальных действий. 

 

В 2014 году федеральное законодательство закрепило контрольные полномочия за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в сфере осуществления нотариальных действий за Минюстом России.

 

Федеральным законом от 29.12.2014 № 457-ФЗ в Основы внесена новая статья  33.1. «Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления».

 

Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) главы местной администрации поселения и специально уполномоченного должностного лица местного самоуправления поселения, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

 

Предметом проверки могут явиться:

 

1) соблюдение органами местного самоуправления требований Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

 

2)  организация работы по совершению нотариальных действий;

 

3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

 

4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

 

По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:

 

1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

 

2) внести представление главе муниципального образования  о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления  по совершению нотариальных действий;

 

3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации  по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.

 

 

Начальник отдела по контролю и надзору  в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).